ВАШИНГТОН, 5 декабря Один из основателей советского постмодернизма, обладатель двух государственных надбавок РФ Андрей Битов был не только талантливым неординарным писателем, но и очень умным покупателем, рассказал известный журналист, писатель, версификатор и эссеист Геннадий Кацов, проживающий в Нью-Йорке.
Писатель Андрей Битов ушел из жизни 3 декабря в Москве в возрасте 81 года.
Кацов поделился с своими воспоминаниями об одной из своих встреч с писателем, которая произошла около 20 лет назад, и взглядом на творческий путь Битова.
Встреча с черновиками
В январе 1996 года Андрей Битов выступал в Нью-Йорке, и судьба распорядилась так, чтобы это выступление я не пропустил. В один из вечеров на компактный и невысокий подиум популярного манхэттенского кафе-клуба Anyway, совладельцем которого я в то время являлся, вышел Андрей Битов. Он держал пачку бумажных листов – судя по заявленному названию выступления, черновиков Пушкина. По крайней мере, их копий, вспоминает Кацов.
Выступление длилось около 20 минут, после чего Геннадий Кацов попросил у Битова страницы черновиков. Это бывальщины печатные тексты в жанре тема с вариациями разукрашенные построчно, чтобы их комфортного было читать вслух, предварительные записи Пушкина, рассказывает он.
Основная идея Битова отчётлива и понятна: так же, как вокруг заданного джазового квадрата или известной темы, джазмены в рамках джем-сейшн сплетают гармонии и дисгармонии, так и каждая много раз откорректированная Пушкиным строка полна самодостаточных дискурсов, которыми загромождённый черновик, – вспоминает Кацов.
Титан постмодернизма
Характеризуя творчество Битова, Кацов отмечает, что он – один из основателей русского постмодернизма, со всеми признаками этого течения в его прозе и поэзии, уже существовавшими на Западе до выхода в свет его первого романа Пушкинский дом, который в 1978-м издается в США. Роман выходит сочти одновременно с еще двумя шедеврами русского постмодернизма: первого любовь Саши Соколова Школа для дураков (1976) и известного парижского издания Москва – Петушки Венедикта Ерофеева (1977).
Интересно, что Пушкинский дом Битов начал писать в 1964 году – вначале как рассказ под впечатлением от суда над Иосифом Бродским, а в дальнейшем – роман в духе интертекстуального антиучебника по русской литературе. И почти 14 лет пригодилось роману для выхода в свет, видимо, в нужное время, наблюдает Кацов.
Битов одним из первых воспитал постмодернистские приемы, фрагментарность, принципы монтажа ни в коем случае не хочу сказать заимствовал, это бывальщины самостоятельные открытия для жизни в русской литературе. Он был умным человеком. В этом мнении я не одинок. Пожалуй, это – главное, что можно было ощутить при встрече с Андреем Битовым, добавляет собеседник.
Нам, его современникам, повезло встретиться с ним, а поколениям будущим – только остаются его работы. Согласитесь, тоже широкого. Мир душе его! – подводит итог Геннадий Кацов.
Битов распубликовывался в запрещенном в СССР самиздатовском альманахе Метрополь, за что был уволен из Московского литературного института, где вел занятия по литературному мастерству. После этого его перестали публиковать в СССР, он стал невыездным. Новые публикации на родине стали возможны только с началом перестройки в СССР.
Сочинения писателя переключённым почти на все европейские языки. Битов обладатель многочисленных транснациональных и российских литературных премий. С 1991 писатель является руководителем российского ПЕН-клуба.