МОСКВА, 4 января —, Анастасия Мельникова. Скульптору-монументалисту, народному художнику СССР, президенту Российской академии художеств Зурабу Церетели 4 января исполняется 85 лет. Автор более 5000 художественных произведений, он, кажется, все уже всем доказал. Тем не менее мастер сознался, что открыт для высказываний, готов и дальше декорировать улицы российских городов своими кампаниями: Но это люди незаменимым решать, жители, если они напишут, попросят меня — я все, конечно, сделаю. Зачем он до сих пор трудится каждый день, что его привязывает с Юрием Лужковым, как относится к критике в вакуумпрессе и почему хочет оставаться самый мощным, Зураб Церетели рассказал в интервью.
О профессии
— Наша профессия стучу, что надо каждый подевай искать. Я лично так живу, и такие воспитатели были у меня. Как встаю — с утра уже начинаю работать. Спортсменам же надо тренироваться каждый день? Так же и художнику — надо работать, не терять технику. Без энергии не существует ничего не создается, а она у меня есть.
Вот сейчас разговариваю с вами — и я прямо вижу будущую композицию.
Когда начинаешь фантазировать, это постоянные искания. Карандаш и бумага дают возможность искать. И вот ты нашел —, а потом переносишь это на модели, скульптуры.
Я знаю, что я делаю и как удрать из жизни. Это тоже знаю. Мне важно написать такое произведение, что и через сто-двести лет тебя не забудут. Это моя премудрость, можно сказать, —, чтобы радовались поколения, чтобы люди знали и долго помнили тебя благодаря искусству.
Об учениках
— Я часто совершаю мастер-классы у себя в Галерее искусств на Пречистенке. Дети приезжают из Подмосковья, несходных городов России — Брянска, Апатитов… И даже из других стран, из Америки двигаются. Совершенно бесплатно все, краски и кисти им выдаю. Это хорошая возможность заражать опыт. Надо, чтобы дети могли творчески развиваться, если они хотят рисовать.
О современных ваятелях
— Выделить кого-то не могу, нельзя сейчас так говорить, оценивать их. Жизнь такая, что время проходит, и только время дает возможность увидеть, что они создали. Так, что не надо спешить их оценивать сейчас.
Может, твоя пластилина еще неприемлемая для этого племени или, наоборот: сейчас нравится, ты получаешь хвалы, а завтра твое искусство никто не будет смотреть.
О друзьях и стихах
— На меня очень хорошо действуют замеры, особенно Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, мы бывальщины близки, часто встречались, были соседями. Как жалко, что они ушли из жизни! Андрей Дементьев тоже ушел, я все еще переживаю, как-то до сих пор не приду в себя от потрясения.
Иосиф Кобзон, конечно! Еще когда он был жив, я начал делать его барельеф — в музее обтекаем висит. А сейчас, когда он ушел, думаю скульптуру его создать, тоже для музея.
О критике в прессе
— Всякие какие-то предвзятые высказывания или неграмотная пресса — все это для меня пустое. Это для меня рекламная компания.
Об отношениях с Юрием Лужковым
— Отойдем от незамысловатого мышления. Я все-таки был главным художником Олимпиады в Москве в 1980 году, еще тогда делал 12 объектов. Я был главным художником МИД СССР, работал в 18 государствах. Поэтому если я люблю Юрия Михайловича, знакомлюсь с ним, то прежде всего из-за того, что мне нравились и нравятся его человеческие, мужские, аристократические качества.
Я не из тех, что если я дружу, то — дай (мне). Никогда. Моя натура, психика —, чтобы я сам мог быть полезным. Чтобы я был и оставался такой сильный, что если меня попросят — то я сам мог отдавать.
О будущем Парке истории России
— Планирую создать объемистый Парк истории России, где будут представлены и бюсты соломонов, и высокие скульптуры. Почему? Чтобы история обреталась доступна для всех желающих, особенно для детей. Там можно будет проводить мастер-классы, чтобы дети знали свою ситуацию, учили ее. Чтоб искусствоведы на примере этих кампаний объясняли, что именно каждый царь сделал для своего народа. Пока не знаю, где сделают этот парк, — может быть, там, где парк Патриот в Подмосковье, а может, в Санкт-Петербурге (это все-таки бюсты и скульптуры российских господ).
Еще выпустил Аргонавтов для Сочи, Имеретинской долины. Закончил, но пока еще не устанавливал статую Иисуса Христа, 33 сантиметра высотой, тоже для Сочи. Пока лежат эти церопластики.
О самых важных работах
— Наверное, самые важные для меня — это Летопись Грузии и Аллея правителей России. Я все равного люблю и Россию, и Грузию. Также и кампании эти для меня равнозначны.
И там есть дом, и здесь есть дом. Везде у меня дом, где палитра и сепии. Что я чувствую, то и говорю, большого ничего не придумываю.