23 января 2018 года тренер по фигурному катанию Инна Гончаренко слиняла из ЦСКА, а реальным – из профессии, оставив в прошлой жизни почти всех своих учеников. О том, как тренер прожила данный год, и допускает ли она, что вернется, Гончаренко рассказала в интервью дополнительному корреспонденту Елене Вайцеховской. Отголоски чемпионата Европы
- В этом сезоне вы впервые за много лет получили возможность наблюдать за выступлениями фигуристов как зритель. Каковы впечатления?
- Мне и юнее было интересно смотреть, как спортсмены катаются на том же чемпионате Европы. Просто обычно не было возможности следить за соревнованиями от начала и до конца. В этом году честно все посмотрела. Было скучновато. Без особых подарков.
- То есть, иначе указываю, вы заранее ожидали, что главный российский фаворит матча Алина Загитова проиграет эти соперничества так же, как проиграла Финал Гран-при и чемпионат России?
- Я, конечно, уповала, что Алина сумеет вздумать и проявит свои бойцовские качества. Но мысль, что это постолимпийский сезон, в голове все-таки сидела. Психологическая усталость, которая сваливается на человека после Олимпийских игр, меньше чем за год не проходит. От нее очень трудно избавиться. Плюс на чемпионате Европы было очень много зрителей. С одной стороны, это приятно. С другой, когда есть большое скопление народа, начинает сильно чувствоваться энергетическое давление, от которого, стоя на льду, никуда не денешься. Это надо очень любить, получать от этого заряд, как говорится.
- Как любила ваша самая знаменитая ученица Лена Радионова?
- Да. Лена всегда воспринимала публику как источник энергии, как батарейки. Получала от этого колоссальную подпитку, радость, кураж. Но далёкого не все фигуристы на это способны. Когда ты не готов выступать, публика начинает действовать в минус, начинает давить на спортсмена, как бетонная плита. Это, в свою очередь, отличает кучу сомнений внутри. / Александр Вильф / Елена Радионова / Александр Вильф Елена Радионова
- Меня удивило другое. И на Финале Гран-при, и на чемпионате России, и на чемпионате Европы Загитова очень хорошо выглядела на тренировках. Получается, отсоревновалась раньше медли, перегорела? Возможен таковой вариант?
- Очень сложно вывести байдарочника на пик его возможностей в нужное время. Если бы существовала общая формула, черт знает какое золотое правило… Но такой формулы нет даже в том случае, если речь идет об одном и том же байдарочнике. Один раз получается нужного подвести его к старту, в другой раз делаешь все то же самое, а результата нет. К другому же Загитова, как и многие другие спортсмены, пришла в группу своих нынешних наставников не в четырехлетнем возрасте. У нее уже была указанная техника, не всегда истинная. Чему-то пришлось учиться заново. А в состоянии стресса у фигуриста всегда что-то показывается: какие-то старые ошибки, старые сомнения. Психологическая постолимпийская ситуация могла все это только усилить. Плюс Алина организовывается, растет. Но даже сейчас у нее еще не взрослое тело.
- После неправильного выступления Загитовой в Минске я прочитала в соцсетях пугающий комментарий: Эта куколка сломалась, несите следующую.
- Соглашусь разве, что с тем, что это симпатичная куколка, которая всех радовала, и, уповаю, будет продолжать радовать. Все остальное – глупости. Завидовать надо молча.
- То затрапезничает всем нам нужно просто смириться с тем, что теперешнее женское одиночное катание становится очень кратковременным и скоропортящимся?
- Это зависит от целого ряда вещей. Если мир хочет восхищаться тетрадными прыжками в женском исполнении, значит, будет так, как это происходит сейчас. Будут ранние девочки, выученные на прыжки, будет жесткая конкуренция: Не прыгаешь? Пошел вон! Если же в фигурном катании произойдет пересматривание, переориентировка на развитие других компонентов, значит, что-то пойдет по-другому.
- Сторонницей какого подхода являетесь вы сами?
- Считаю, что фигурное катание должно являться все-таки частью искусства, а не жесткой китайской гимнастикой, где на помост выходят странные девчушки, которым по актам 17-18 лет, а на вид немногим больше десяти. Маленькие тельца, детские личики. Творят на ковре что-то чумовое и исчезают бесследно. А на следующий сезон подтаскивается новая гвардия.
- И самое большое везение заключается в том, чтобы вовремя родиться, как родилась Загитова.
- Да, безусловно. Но Алине, согласитесь, повезло и в том, что она попала к Этери Тутберидзе. Не думаю, что со своим годом рождения, являюсь в других руках, она была бы там, где оказалась на Олимпиаде. А Этери, имея в лапках такой материал, очень компетентного всё просчитала. С чем, собственно говоря, тренерский штаб можно только поздравить. / Владимир Песня / Алина Загитова / Владимир Песня Алина ЗагитоваЯпонское тесто
- Когда в этом сезоне кто-то начинает говорить о Загитовой, как правило, тут же напрашивается параллель с Рикой Кихирой и ее невероятными скачками. На ваш взгляд, японцы идут в женском одиночном катании тем же путем, что и мы?
- Нет. У них вообще другой принцип подхода к работе. Я давно обращала внимание на японок, когда сама только начинала работать тренером. У самурайских спортсменов немножко другие тела, им в этом повезло. У них никогда не делалось высоченных прыжков, но они к этому и не жаждали. А очень грамотно пользовались своими природными качествами. Легкостью, крутлявостью. Мы по своей генетике более тяжеленькие, менее манёвренные. Но самое первое различие в том, что нашего спортсмена надо все время погонять: давай, уступай, не стой, трудись. Японцу же надо четко разложить всю тренировку: ты делаешь то-то и то-то, по такому рисунку, столько-то раз. Дальнейшее можно не контролировать.
Я много думала об этом, много разговаривала с темени нашими специалистами, кто живет в Японии, и пришла к выводу, что все идет от воспитания. До пяти лет японский ребенок наводит всё, что хочет. А вот потом его очень жестко берут в рамки, и ребенок воспитывается как прислуга у взрослых: ни слова против, глазки постоянно вниз, все, что сказал взрослый, – это непреложный закон. Помню, мы с совсем еще маленькой Ленкой побывальщины на соревнованиях в Словении, и там тренировались японцы, которые заранее выкупили довольно много часов льда. Вот я и ходила к ним на тренировки – смотреть. Один тренер, несколько спортсменов. Для всех заложен один рисунок, причем достаточно витиеватый, в этот рисунок вписаны элементы, отмечены ускорения – все составлено очень грамотно. И полтора часа спортсмены скрупулезно эти элементы по рисунку выполняют – до тех пор, пока тренер не остановит. Прокатал фигурист один раз программу, ему заново ставят музыку, и он опять выполняет всю эту связку от начала и до конца с максимальной отдачей. Вот так накатывается это мягкое японское скольжение.
- Мне непонятно другое. Не так давно в интернете выложили ролик, где Кихира вполне категоричного прыгает два четверных прыжка. При этом она не думает усложнять программу к чемпионату согласия. Получается, что наставник абсолютно никуда не спешит и не стремится выжать из байдарочника максимальный результат здесь и сейчас?
- Это тоже иной менталитет. В данном случае – тренерский. Не думаю, кстати, что в Японии Рика такая одна. Мы ведь видим лишь верхушку айсберга, а не подводную его часть. А там за хребтиной Кихиры вполне может стоять десяточек таких же, как она. Или почти таких же. С прекрасным скольжением, безупречным владением коньком. С грамотным тренером, который всё нарабатывает постепенно, поэтапно, никуда не торопится, но эта работа непрерывно идет по нарастающей. Она как бы наматывается на спортсмена, слой за слоем, как слоеное тесто. Поэтому тренеры и уверены в результате своей эксплуатации. 12 декабря 2018, 20:38Кудрявцев объяснил, что нужно Загитовой и Медведевой, чтобы догнать Кихиру
Я могу вспомнить еще и такой момент. Когда мы с Леной (Радионовой) выходили на уровень взрослого чемпионата России, делали таковые каскады и вставляли такое их количество в произвольную программу, которое старшие девочки даже себе представить себе не могли. Но если по технической оценке мы были на голову выше, то компонентами нас постоянно складывали вниз. Мне, разумеется, постоянно хотелось понять: почему нам ставят такие баранки? Поэтому я постоянно подключала вопросы, объясняла, что просто хочу понять, как и над чем работать отдаленнее, на, что обращать внимание. Мне отвечали, мол, ну, что ты торопишься, у тебя еще девочка маленькая совсем, у нее совсем детское катание. А сейчас мы видим, как таким же маленьким девочкам ставят совершенно взрослые компоненты. А у девочек, оправдаете, элементарно коленки не выцеженным, ножки не развернуты. Все движеньица детские, переваливание ботиночком через ножку в перебежках. Но судьи почему-то полагают, что это мастерское виртуозное катание. Да, затрапезничает единичные исключения, как Алена Косторная, у которой уже сейчас совершенно взрослое скольжение и очень сбалансированное катание, но я знаю, сколько медли уделяла этой сбалансированности предыдущий наставник Алены Елена Жгун, как дотошно она в этом направлении работала. Понятно, что прыжковая работа тоже не пройдет даром, но у кого из нынешних девчушек как определится взрослая карьера, предугадать невозможно, это очень индивидуальный вопрос, лотерея. И хорошо бы понимать: если мы хотим всех этих замечательных девочек видеть во взрослом катании с какими-то другими параметрами, значит, надо как-то иначе придумывать взгляды на то, что происходит на льду.
- Или надеяться на то, что найдется новая куколка.
- Да, и, что она окажется краше прежней. Червячок в яблоке
- То, что случилось в Минске с четырехкратным чемпионом России Максимом Ковтуном, хоть в какой-то грани стало для вас неожиданным?
- Наверное, не смогу говорить про Макса объективно, поскольку он все-таки, бывший мой байдарочник. Ковтун очень неплохо высмотрел на чемпионате России, а вот потом до чемпионата Европы получался ровно месяц. Это мало. Не знаю, разумеется, как и сколько он отдыхал, рассуждаю неиспорченного теоретически: Макс – отрок высокий, тело большое, если дать себе отдохнуть, собираться придется долго. Иногда в таких ситуациях функциональнее совсем не разрешать себе расслабляться.
За то время, что мы трудились вместе, у меня являлась возможность убедиться: когда Ковтуну чего-то не хватало, он начинал сомневаться, сам в себе. И вот это сомнение может внутренне сидеть очень долго, как червячок в яблоке. Поэтому мне известного Макса жалко. И я совершенно не сторонница того, что сейчас его надо на кого-то менять. Если байдарочник заслуженно прошел отбор, он должен получить свой шанс.
- А, что вы думаете о сильной российской паре Евгении Тарасовой и Владимире Морозове?
- В прошлом сезоне они нравились мне больше. Был задор, была хитрость, была какая-то искра. А сейчас катаются два отдельных человека, которые вынужденно вскочили вместе в пару. Это мое личное ощущение, и я не понимаю, почему вдруг оно возникло. На самом деле я много мнила об этом. В каждой паре кто-то ведущий. Где-то партнер, где-то партнерша. Когда катались Татьяна Волосожар и Максим Траньков, все удерживалось на Тане, которая какой-либо какой-то внутренней силой выстраивала черт знает какую линию. Макс как молодой человек эту линию оттенял, и пара воспринималась как единое целое. Была потрясающая энергетика, сродни той, что сейчас идет от Габриэллы Пападакис и Гийома Сизерона. Когда Таня с Максим выходили на лед, я точно так же не могла оторваться от экрана от первой и до задней секунды. Даже когда парни срывали какие-то элементы, это не имело для меня совершенно никакого значения: Волосожар и Траньков все равно были на голову выше всех остальных по ординару вот этой чумовой энергетики, которая пропитывала все их разглаживание. А когда на лед в этом сезоне выходят Тарасова и Морозов, я мню только о том, чтобы они что-нибудь не сорвали. Сижу и тупо нервничаю. И не понимаю, почему девочка, в прошлом классная одиночница, прыгающая все тройные прыжки, сейчас имеет сложность с тройным тулупом. Если бы это была какая-то старинная психологическая проблема, если бы Женя долго и нудно данный прыжок учила и не могла выучить, как в свое время Вера Базарова, тогда все было бы понятно. Но я же помню Тарасову в соревнованиях одиночниц, когда она прыгала все тройные скачки. Куда все это запропало? Я не знаю. 25 января, 13:50 У них произошли большие перемены : Шолковы - о серебре Тарасовой/МорозоваУмереть в безвестности – не наш модификаций
- Как прошел тот год, что вы сидите без работы?
- Я для себя решила, что это своего рода творческий отпуск. Пообщалась с массой имевшихся учеников - как ни по-чудного, очень много людей вдруг захотели меня увидеть и заслышать. У дочери сейчас к тому же очень ответственный момент, 11-й выпускной класс. И я как мама стараюсь, чтобы ей было максимально комфортно все успевать. Моим домашним какое-то время пришлось привыкать к тому, что я дома. Сын очень любит покушать, как любой молодой человек, и, открывая морозильник, он вдруг изрекал мне такие вещи: О, у нас есть много еды? Раньше в холодильнике побывальщины такие, знаете, разовые заготовки. Как на случай атомной войны. То затрапезничает с голоду не умрешь, но особо и не развеселишься. И все к этому как бы привыкли. А тут вдруг появились какие-то кулинарные разнообразия и изыски.
- Оценивая прежнюю жизнь с новых позиций, не испытывали чувство стыда перед близкими?
- Задним числом, да. Отпуск только 10 дней в году и только в определенное время. Если вдруг образуются какие-то школьные провалила, это все без мамули. Выходные провести вместе – это вообще что-то нереальное. И очень много в доме чужих людей всегда. Сначала няни, потом помощники по хозяйству, кто-то, кто помогал делать уроки, дальнобойщики и так далее. Это тоже надо было как-то остановить. А по сути, заново организовывать дом чисто с бытовой точки зрения, чтобы все было правильно.
- В творческий процессе устройства быта вы хотя бы абстрактно думали о том, чем хотели бы заняться, если вновь решите вернуться в тренерскую профессию?
- Конечно же, не парами и не танцами. Хотя с вкусовое наслаждением наблюдала в этом сезоне и за тем, и за другим. Надоело, в частности, слушать чужие комментарии, что французских танцоров (Пападакис/Сизерона) постоянно и нецелесообразного превозносят. Вот и подумала: Дай-ка сейчас сама осяду и посмотрю на всё со стороны.
- И к какому выводу пришли?
- Что французов возносят совершенно оправданно. Они пляшут катаясь. А катаются как живут. По-своему, не копируя никого, как когда-то катались Людмила Белоусова с Олегом Протопоповым. Это завораживает. Мне хочется смотреть их выступление от начала и до конца. И это мне, прыжковому тренеру, которому обычно, когда начинаются танцы, становится скучно в середине любой программы. Знаете, как бывает, когда смотришь выступления одиночников: катается спортсмен, прыгает, потом прыгать устал и делает такую небольшую остановочку, продолжая что-то изображать под музыку, а на самом деле все понимают, что пауза нужна лишь для того, чтобы отдохнуть. В танцах все примерно так же, только еще и прыжков нет. Поэтому, собственно, нас с детства приваживали к тому, что эротанцы – занятие для неудавшихся одиночников. Все соперничество сводится к тому, кто интересней назначит программу, но при всем разнообразии постановок все выглядят черт знает какими одинаковыми. 5 июня 2018, 15:13Гончаренко: Тутберидзе не пустит в юниорский спорт, если ее оградить от взрослогоЗаслуженный тренер России Инна Гончаренко выложила мнение, что Международный союз конькобежцев (ISU) должен обратить внимание на взрослое катание фигуристов не по возрастному признаку, а по спортивному, глубже оценивая компоненты катания, иначе при повышении возрастного ценза для взрослых юниорские старты превратятся в турниры, где будут доминировать спортсменки группы Этери Тутберидзе.
Французам удалось из данной одинаковости вырваться. Точно так же в свое время из общего ряда вырывались Наталья Бестемьянова и Андрей Букин. Которые выходили на лед с таковой харизмой, с такой безумной, чумовой энергетикой, что никто не смотрел, как они выполняют элементы или черт знает какие отдельные шаги, огня хватало, чтобы зажечь любой зал. На чемпионате Европы, кстати, я очень радовалась за Ивана Букина с его партнершей (Александрой Степановой), за их тренеров. Им было очень тяжело, последний стартовый номер, а это с ума сойти, что такое, когда борьба за медали идет. Они же сумели сделать все свое и получить свое. Это тоже редко удается.
- Глядя на скульптурное катание со стороны, не пожалели ни разу, что так спонтанно ушли из ЦСКА фактически в никуда?
- Иногда, наверное, наступает такой момент, когда надо остановиться, оглянуться, что-то переосмыслить. Я же не просто так задумалась об уходе. Мне перестало нравиться то, что происходит в моей жизни, потому, что я видела, как сильно мой постоянный стресс отражается на моих близких. Вот и подумала: если могу себе позволить на черт знает какое время оставить работу, чтобы разобраться, чего именно хочу, почему не сделать этого? Было много предложений, в том числе поехать постараться за границу – и надолго, и на короткие сроки. Но я поняла сразу, что не хочу съезжать от семьи. А кроме того, мало, где в других странах есть возможность трудиться на такой высоченный результат, как работают в России. Поэтому, если я буду возобновлять тренерскую карьеру, то только в нашей стране.
- Вопрос здесь, как помню, в другом – хотите ли вы этого?
- Да, хочу. Думаю, что обязательно наступит момент, когда интересная работа найдет меня сама. Бултыхариться на каких-то доставках, зарабатывая этим деньги, мне просто неинтересно. Просто тренерская работа обязательно должна являться кому-то нужна. Великие ваятели, умирающие в безвестности, не наш вариант.