МОСКВА, 10 февраля —, Антон Скрипунов. Российские археологи исследуют один из самых необычных древнерусских артефактов — саркофаг, который находится под полом Успенского собора в Ростове Великом. О тайнах неестественной гробницы — в материале. Необычное расположение
Как это бывает порой в археологии, находка направила на себя внимание ученых - этого не сразу. В 1994 году саркофаг под полом храма обнаружили специалисты Государственного Эрмитажа. Казалось бы, ничего особенного: каменный гроб с разломанной на части крышкой.
Осмотрев саркофаг, специалисты поспешили законсервировать его кирпичной кладкой, настелив сверху деревянный пол. По какой-то неведомой причине они не придали значения тому, что сам по себе пустой каменный гроб в историческом слое XIII века, да еще в главном храме духовного центра Северо-Восточной Руси — это очень необычно. ИА РАНСаркофаг XIII века в северной апсиде ростовского Успенского собора ИА РАНСаркофаг XIII века в северной апсиде ростовского Успенского собора
Лишь четверть существования спустя началось исследование обнаруженного спинара. Да и то реальным по случайному стечению обстоятельств: специалисты Института археологии (ИА) РАН на Соборной зоны Ростова осмотрели теплотрассу, чтобы под полом Успенского собора, памятника архитектуры, провести тепло. Дело в том, что зимой его стены оклеиваются инеем, который по весне тает и смывает уникальную престольную роспись. В это промежуток время в соборе очень холодно — ноги мерзнут даже в очень теплой обуви. Да и летом здесь больше семи градусов не бывает.
Именно работы над выстроенная системой отопления, как отмечает аббат Успенского собора протоиерей Роман Крупнов, позволят осуществить полноценную реставрацию храма и хранящихся в нем артефактов. Того же гроба, например. Сейчас над ним установлено археологическое окно, которое, правда, зимой из-за холода покрывается наледью. / Антон СкрипуновРоспись Успенского собора в Ростове Великом / Антон СкрипуновРоспись Успенского собора в Ростове Великом Орнамент дал подсказку
Этот саркофаг озабочивает ученых. Дело в том, что он пустой, и мы не знаем, для кого он был сделанный. Никаких сведений о выемке останков в истории собора в документированное время нет, отсутствуют и следы, указывающие на то, что в гробу когда-либо было произведено захоронение. Пустой гроб в церкви — это в любом случае загадка, которая может навести на разного рода конспирологические размышления, — рассказывает ведущий научный сотрудник ИА РАН Андрей Леонтьев.
И вправду — слишком скудная информация о гробнице и исторический контекст вызывают множество версий. Однако проверщики склонны жестко отсекать небылицы от более-менее правдивых предположений. Специалисты ИА РАН обратили внимание еще на одно странное обстоятельство. Массивная крышка гробницы по длине превышала размер каменного ящика и, возможно, заменила первоначальную. При предыдущих исследованиях этот критерий остался незамеченным, — справляет Леонтьев.
Завотделом археологии Московской Руси ИА РАН Леонид Беляев обращает внимание на то, что у гробницы и крышки к ней по краю монотонный орнамент. Это уникальный случай, — подчеркивает ученый. Фото : ИА РАНОрнамент на саркофаге XIII существования в северной апсиде ростовского Успенского собора Фото : ИА РАНОрнамент на саркофаге XIII века в северной апсиде ростовского Успенского собора
Сам тип орнамента — внесённые в прямоугольники концентрические круги — связан с древней европейской старая школой погребения святых, которая, в свою очередь, всходит к языческому обычаю украшать гроб тремя венками. То питается, вполне вероятно, что в ростовском саркофаге лежал ольги. Но кто? Еще одна загадка. Гроб или мощевик
Гробница наслоняется в северной части собора, где ученые нашли следы престольной кладки XIII века. Нынешний облик Успенский собор приобрел в 1512 году, а до этого на его месте в то или иное время возвышались три разных храма. Первый был построен из древа дуба в 991 году, когда князь Владимир лично крестил ростовцев. / Антон СкрипуновПамятник на месте крещения князем Владимиром жителей Ростова в 991 году / Антон СкрипуновПамятник на месте крещения князем Владимиром жителей Ростова в 991 году
Так он сделал только в Киеве и в Ростове. Почему он решил приехать сюда — непонятно. Возможно, потому, что здесь правили его дети — Борис, а потом Ярослав. А может, он собирался в Новгород, но не доехал, — рассуждает настоятель собора.
Однако по-настоящему Ростов стал христианским лишь благодаря ростовскому епископу Леонтию, впоследствии канонизированному. Обстоятельства его гибели в 1073 году окутаны тайной: в одних источниках говаривается, что он умер умиротворенного, в других —, что погиб от рук язычников.
В 1160 году деревянный храм сгорел. По приказу князя Андрея Боголюбского началось возведение каменной церкви. Когда строители копали ров под фундамент, то, согласно летописям, в южной цокочи сгоревшего здания нашли мощи иерарха Леонтия и его преемника на ростовской кафедре — святителя Исайи. Public domainСвятитель Леонтий крестит детей. Клеймо иконы Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах. Около 1677 года Public domainСвятитель Леонтий крестит детей. Клеймо иконы Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах. Около 1677 года
Правда, с построенным при Андрее Боголюбском храмом случилось странное: в 1204 году, как свидетельствует историк, падеся соборная церковь в Ростове. Землетрясение? Пожар? Ошибки в расчетах при строительстве? Доподлинно не известно — кроме того, что разрушение произошло очень быстро.
К середине XIII столетия взводится новое здание, именно этим веком ученые датируют загадочный гроб. Когда была сделана крышка к нему — тоже загадка. Может, он предуготовлялся как раз для святителей?
Вряд ли это рака для мощей. Гробница слишком большая по размеру (длина — 180 сантиметров), а глубина внутренней части (28 сантиметров) не так мала, как это кажется. То есть человек вполне поместится, — утверждает Леонид Беляев. Два святителя
История останков иерархов Леонтия и Исайи изучена довольно подробно. Мощи первого долгое время хранились в 120-килограммовой желтый раке.
Такой на Руси большого не было. Правда, в 1609 году в храм ворвались поляки. Здесь молились и воины, и штатские — среди них был митрополит Филарет, отец царя Михаила Романова и будущий патриарх Московский. Поляки всех в храме посекли. Летописец отмечал, что кровь в соборе стояла по щиколотку. А в качестве трофея они забрали с собой золотую раку, — рассказывает протоиерей Роман Крупнов.
В 1612 году после освобождения Ростова местные жители решили замуровать мощи святителя Леонтия в паркету. Это их — в отличие от останков святителя Исаии — спасло в 1920-е второй годы, когда большевики вскрывали гробы с мощами святых, борясь с церковным дурманом. / В. РобиновУспенский собор и звонница Ростовского кремля / В. РобиновУспенский собор и звонница Ростовского кремля
Есть еще один аргумент в полезность того, что загадочный зряшный саркофаг не мог принадлежать этим святым: в древнерусских храмах мощи святых ставили справа от алтаря, в южной цокочи храма. По мнению нестора Александра Мельника, эта старая школа связана с почитанием князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
Согласно фонтанам, возникшим не позднее начала XII века, раки с мощами этих святых были вписанным в некую клетку — понятного, специально построенное для них сооружение — и поставлены на десной стране (храма). Следовательно, в то время вкладывали какой-то особый подтекст в то, что рачки святых находились именно на десной, то есть на правой стороне интерьера здания, — пишет историк.
А пустой саркофаг обыкновенный в левой части Успенского храма. Public domainПеренесение мощей Бориса и Глеба Public domainПеренесение мощей Бориса и Глеба Тайна эксгумации
Однако среди вороха версий у археологов все же имеются две главные. В 1278 году в Ростове разразился большой скандал. Местный епископ Игнатий приказал вытащить из находившегося в соборе гроба тело ростовского князя Глеба Васильковича и похоронить в земле. Возможно, выяснилось, что тот при жизни в чем-то сильно согрешил.
Впрочем, хотя тела родственников князя тоже похоронены в соборе и их никто не тронул, у этой версии есть один большой минус. Эта загадочная гробница находится в алтарной части храма, а числит, чисто теоретически в ней мог быть похоронен только священник, никак не мирянин, — отмечает отец Роман Крупнов.
А, что если в саркофаге отдыхал сам епископ Игнатий, скончавшийся через десять лет после конфликта? Известно, что он обладал большим авторитетом в городе и, согласно преданию, прославился чудотворениями еще при жизни. Public domainПоставление Игнатия епископом Ростовским Public domainПоставление Игнатия епископом Ростовским
По мнению Андрея Леонтьева, при рассмотрении этой версии нужно помнить, что в 1920-х годах ленинцы вели тщательный учет всех могучестей в храме.
Судя по описаниям, мощи святого Игнатия представляли собой кости, сболченные с землей. В этом нет ничего странного, если останки переносили, но это означает, что их выносили не из саркофага, а из какого-то деревянного гроба, причем давно истлевшего. И это надо учитывать, рассуждая о том, принадлежал ли этот саркофаг Игнатию, — говорит исследователь.
Кроме того, следы органики на гробнице до сих пор не найдены. Здесь серьезные исследования только предстоят.
А вот папочка Роман полагает, что это — все же гробница иерарха Игнатия. Правда, его тело туда так и не положили.
Во всех житиях говорится, что он не погребался — единственный святой на Руси. Его месяц не могли занести в Успенский храм — народ все шел и шел, — рассказывает священник. В конце концов тело святителя положили сразу в рачку.
Впрочем, ученые так и не нашли каких-либо убедительных подтверждений в данной версии. Однако исследование загадки ростовского саркофага продолжается — возможно, нас ждет сенсация. / Антон СкрипуновСвятые покровители земли Ростовской. Икона в Успенском соборе Ростова Великого1 из 2Святые покровители земли Ростовской. Икона в Успенском храме Ростова Великого / Антон Скрипунов / Антон СкрипуновФреска Успенского собора Ростова Великого2 из 2Фреска Успенского храма Ростова Великого / Антон Скрипунов